Официальные источники из китайской космической корпорации сообщили, что запущенная ещё в апреле ракета «Тяньлун-2» (Tianlong-2) частной компании Space Pioneer работала на авиационном керосине, полученном из угля. Это стало первым подобного рода испытанием жидкого топлива, полученного не из нефти. Тем самым Китай пытается снизить зависимость от импортных энергоресурсов и обеспечить себе топливную безопасность в аэрокосмической отрасли.
В Китае мало собственной нефти (и она в основном ненадлежащего качества) и много угля. Технологию сжижения угля придумали не сегодня, и она стала ответом на вызовы в цепочках поставок нефтепродуктов. Вероятный конфликт с Тайванем гарантированно приведёт к морской блокаде Китая и к блокированию поставок нефти в страну по основному морскому маршруту. Дефицит частично придётся закрывать собственными ресурсами. Поэтому в Китае озаботились созданием линий по превращению угля в авиационный керосин высочайшего качества.
Ракета-носитель «Тяньлун-2» оснащена двигателями YF-102 на жидкой топливной паре керосин-кислород. Это перспективный двигатель для новых китайских ракет и он будет использоваться также в носителях других компаний (двигатель разработан 6-й Академией аэрокосмической науки и техники). Успешный запуск предваряли более чем 300 огневых испытаний двигателя продолжительностью свыше 60 000 с. Старт был успешным с выводом в космос полезной нагрузки, что доказало практическую ценность «угольного» топлива.
Успешная демонстрация полётом также открыла дорогу к топливу из угля для других китайских ракет-носителей, включая «государственные» «Чанчжэн-5», «Чанчжэн-6» и «Чанчжэн-7».
Производственные линии в Китае по производству авиационного керосина из угля выпускают до 5000 т горючего в год, что можно расценивать как каплю в море для потребностей Китая. К 2025 году объёмы вырастут до 30 000 т в год, что несколько лучше, но тоже проблему дефицита нефтепродуктов не решает. Но как основа для создания полномасштабной отрасли этого достаточно, ведь в данном случае важны были разработка техпроцесса и доказательство принципиальной возможности заменить дефицитные энергоносители.
Источник: 3dnews.ru